Опубликована на: 7 June 2021
Сообщение Врат Надежды: Брита Милованцева
Известный адвокат по правам человека и директор ассоциации журналистов и адвокатов Команды 29 Иван Павлов задержан органами Федеральной службы безопасности (ФСБ); потом Комиссия по расследованиям допрашивала его. Как известно, ФСБ является наследником советского КГБ.
В раннее утро 30 апреля 2021 г. органы ФСБ обыскали гостиничный номер Ивана Павлова в Москве. В это время он ездил в суд для судебного разбирательства против Ивана Сафронова – журналиста и советника директора Роскосмос Дмитрия Рогозина.
В то же время в Санкт Петербурге, около 6.40 ч. утром, органы порядка выбили дверь квартиры Игоря Дорфмана, отвечающего за цифровую безопасность Команды 29. С тех пор связаться по телефону с ним уже нельзя. Немного позднее, в 9.15 ч., органы обыскали квартиру Ивана Павлова в Санкт Петербурге на глазах у его супруги Екатерины Павловой. Пока ничего не известно о Дорфмане.
Ивана Павлова обвинили в «разглашении данных по расследованию, которое все еще не закончилось» в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской федерации в связи с делом против Ивана Сафронова.
Дело о преступлении против Иван Павлова образовано несколько дней до этого – 27 апреля 2021 г.; оно составлено Денисом Колесниковым, руководителем отдела расследований в Комиссии по расследованиям, получившим доклад от ФСБ, подписанный лично его директором Александром Бортниковым. Комиссия по расследованиям утверждает, что Иван Павлов незаконно предоставил газете Ведомости копию обвинительного акта против Ивана Сафронова; он также сказал репортерам перед зданием суда в Лефортове, что в деле против Сафронова явился некоторый анонимный свидетель. На самом деле Павлов предоставил прессе данные о нарушении закона расследующими органами.
После того, как Павлов получил обвинение, Басманный районный суд в Москве выдал решение о составлении дела и распорядился о виде ограничительных мер в отношении Павлова. В решении суда указывается, что Павлов не имеет права на любые коммуникации с кем бы ни было, за исключением скорой помощи, связи с обвинителями по делу или с родственниками. Ограничения остаются до тех пор, пока суд не отменит их или условия не изменятся. В тот же день Павлова освободили из ареста.
Представители организации Защитников первой линии сообщают, что Иван Павлов ездил в Москву, чтобы присутствовать на слушаниях по делу своего клиента, Ивана Сафронова – бывшего журналиста газет Коммерсант и Ведомости; Сафронова арестовали по обвинению в госизмене. Расследующие органы считают, что Иван Сафронов предоставил секретную информацию чешскому разведчику, работающему в Москве под прикрытием в качестве репортера одной газеты. Иван Сафронов и его друзья отвергают обвинения и настаивают на том, что это политически мотивированный шаг.
Иван Павлов и его коллеги из Команды 29 также работают по делу оппозиционного политика Алексея Навального и его сотрудников из Фонда борьбы с коррупцией и Фонда защиты гражданских прав. Дело против Павлова составлено обвинителями в Москве, которые настаивают на том, чтобы Фонд борьбы с коррупцией назван «экстремистской организацией». 27 апреля 2021 г. московский городской суд выдал решение об утверждении мер по ограничению прав обоих фондов.
Иван Павлов также представлял физика Виктора Кудрявцева, которого также обвинили в госизмене. Кудрявцев умер от рака 29 апреля 2021 г., пока его дело все еще рассматривалось. День до задержания Ивана Павлова, 29 апреля 2021 г., он обвинил ФСБ, что это они являются причиной смерти Кудрявцева; Павлов сказал, что это есть «пример того, как тайные службы буквально убивают российскую науку».
Власти многократно преследовали Ивана Павлова в связи с его работой в качестве защитника прав человека. В августе 2020 г. минюст рассмотрело жалобу ФСБ против Ивана Павлова, приказав одной ассоциации адвокатов в Санкт Петербурге начать дисциплинарное преследование против него в связи с его отказом подписать Изъявление о нераскрытии деталей по делу против Ивана Сафронова. Адвокатская ассоциация, однако, так и не предприняла никаких действий, дав Павлову полную свободу действий.
Письмо Ивана Павлова после его ареста
Дорогие друзья, коллеги и соратники!
Вам пишет Иван Павлов.
Вчерашний день был не из легких для меня, для моей семьи и моих соработников. В 6 ч. рано утром органы ФСБ разбили дверь в квартиру моего друга Игоря Дорфмана, обыскивали квартиру целых восемь часов, потом его допрашивали. Наш офис обыскивали вплоть до полуночи.
Вопреки факту, что мне запретили любую коммуникацию с кем бы ни было, я продолжаю быть с вами в моих мыслях.
Временно у меня заблокировали Фейсбук страничку, по соображениям безопасности, но мои коллеги продолжают работу на коммуникационном канале Телеграмма. Даже и это письмо доходит до вас с помощью моего друга Евгения Смирного, который весь день провел со мной.
Деятельность Команды 29 будет продолжаться и все последние новости будут доходить до наших сограждан, так как свободный доступ к прессе и право на информацию всегда являлись приоритетом для нас. И на самом деле эту нашу деятельность всегда раздражала наших оппонентов.
Конечно, предпринятые действия против меня и нашей группы – это отмщение за дело, которые мы делаем, за нашу принципиальную позицию, за наши участия в судебных делах высшего ранга, инициированных расследующим отделом ФСБ. Это также отмщение за защиту в судебном зале Фонда борьбы с коррупцией, основанного Алексеем Навальным. Но мы будем продолжать защищать, работать и бороться. Мы не упадем на землю, даже если и будут выстрелы.
Мы твердо защищаем свои позиции, особенно теперь, когда мои соратники и я сам чувствуем поддержку журналистов, защитников прав человека и всего общества. И самое главное – мы чувствуем помощь наших коллег из адвокатских коллегий, которые встают за нас без всяких формальностей.
Я благодарен за испытания в этот трудный для меня день, потому что я понял сколько много людей поддерживает Команду 29 и самого меня. Это вдохновляет во мне оптимизм, который нельзя обессилить допросами, обысками и судебными делами.
Благодарю вас!
Иван Павлов (с помощью Евгения Смирнова)
Работающие в Команде 29 считают, что действия против Ивана Павлова могут иметь отрицательный еффект в работе адвокатов и защитников прав человека в России, так как они борются за право граждан на доступ к эффективной и независимой помощи с целью защиты прав человека.
Об Иване Павлове
Адвокатская деятельность Ивана Павлова, известного адвоката прав человека и директора Команды 29, направлена на защиту тех, кого тайные службы неоправданно обвиняют в раскрытии государственной тайны, в госизмене и в шпионаже. Его деятельность также направлена на обеспечение доступа граждан к правительственной информации.
• В 2014 г. Иван Павлов учредил Институт развития свободы информации, который позже определен властями «иностранным агентом».
• В 2015 г. учреждена организация Команда 29, которая предлагает консультации и правовую помощь людям, борющимся за соблюдение их прав получать и распространять информацию; она также обеспечивает защиту тех, кого государственные органы и секретные службы преследуют и помогает людям разобраться с властями в случае обысков, допросов, арестов и т.д.
• Иван Павлов также внес свой вклад в развитие российского правового законодательства о правах граждан на информацию.
• В 2015 г. Иван Павлов получает награду Хельсинского комитета за защиту прав человека в судилищах.
• В 2018 г. он также получает награду фонда Алисон де Форж за его исключительную активистскую деятельность за 2018 г.; награжден также организацией Наблюдение прав человека в мире за риски, связанные с его деятельностью.